Методические рекомендации единого урока, посвященного Дню народного единства

14.09.2023

День народного единства благодарность современников предыдущим поколениям, отстоявшим право самим определять свою судьбу. Он вселяет гордость за страну и дает осознание того, что белорусы единый народ. В этом заключаются основы стабильности и благополучия современного белорусского государства. Объединенные мечтой об успешной и процветающей Беларуси, извлекая уроки из нашей истории, мы в мире и согласии созидательным трудом строим общее будущее.

А.Г. Лукашенко

(из поздравления Президента соотечественников с Днем народного единства 17 сентября 2022 г.)

 

Целевая установка: продолжить формировать у учащихся осознанное уважительное отношение к государственному празднику День народного единства, активную жизненную позицию, способствовать осознанию учащимися принадлежности к белорусскому народу, объединенному общей историей и традициями; воспитывать у учащихся гражданственность, патриотизм, ответственность и готовность действовать во благо своей Родины, формировать национальное самосознание.

Методические рекомендации

Предложенная матрица единого урока является примерной, при ее реализации необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, традиции учреждения образования.

Важно обратить внимание на оформление кабинета. В кабинете должна присутствовать государственная символика. Тематическое оформление кабинета может быть дополнено иллюстрациями и фотографиями исторических мест, событий; выставкой книг; выставкой творческих работ, посвящённых Дню народного единства.

На I ступени общего среднего образования раскрытие тематики единого урока может носить информационный характер. У детей младшего школьного возраста доминирует эмоционально-чувственное отношение к миру, поэтому в ходе урока можно использовать элементы заочного путешествия, тематической беседы, просмотр и обсуждение мультфильма, видеосюжетов, организовать прослушивание музыкальных произведений и иное.

На II ступени общего среднего образования в ходе проведения единого урока педагогическому работнику рекомендуется акцентировать внимание учащихся на истории возникновения праздника, его общенациональной значимости и консолидирующей роли в истории государства и современной жизни белорусского общества.

На III ступени общего среднего образования в ходе проведения единого урока в его содержании могут быть отражены основные направления миролюбивой политики Беларуси, принимаемые государством меры по обеспечению национальной безопасности.

При организации урока необходимо опираться на знания учащихся, полученные ими на уроках истории, литературы. Данный урок в 8–11 классах может дать старт информационно-образовательному проекту «Школа Активного Гражданина» («ШАГ») в новом учебном году.

Справочно.

Мероприятия проекта «ШАГ» в 2023/2024 учебном году пройдут под девизом «Родина моя Беларусь в лицах». Задачами проекта в этом учебном году являются: знакомство с современниками, в том числе деятелями белорусской науки, культуры и искусства, представителями органов государственного управления, силового блока, белорусами, внесшими значительный вклад в развитие образования, медицины, спорта, промышленности, сельского хозяйства суверенной Беларуси, а также земляками, активными гражданами, тружениками, своим созидательным трудом ежедневно приумножающими благосостояние нашей страны, своего рода героями нашего времени.

При подготовке и проведении единого урока можно использовать издания:

Беларусь – наша Радзіма. Падарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А.Р. Лукашэнкі першакласніку (з электронным дадаткам) / Кузняцова Л.Ф. [і інш.] – Мінск : Адукацыя і выхаванне, 2023;

Я гражданин Республики Беларусь : пособие для учащихся учреждений общего среднего образования (с электронными приложениями) / Г.А. Василевич [и др.] – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2022. 143 с.

Предложенный материал следует дополнить информацией регионального характера, сохраняя при этом основную идейную составляющую материалов.

Итогом совместной работы должно стать осознание учащимися связи со своим народом, понимание важности собственной активной гражданской позиции, ощущение личной ответственности за будущее страны.

Структурный компонент единого урока

Содержательный компонент единого урока

1-4 классы

Содержательный компонент единого урока

5-8 классы

Содержательный компонент единого урока

9-11 классы

Вводный этап

Педагог напоминает учащимся о том, что 17 сентября 2021 года Беларусь впервые отметила государственный праздник – День народного единства. Эту дату можно считать днем воссоединения белорусского народа.

Учащимся предлагается небольшой исторический экскурс, позволяющий понять причины возникновения данного праздника. В качестве основы рекомендуем материалы, размещенные в Приложении 1.

На III ступени общего среднего образования исторический экскурс можно организовать силами учащихся.

Подытожить услышанное поможет демонстрация ролика «История событий 1939 года в фотодокументах».[1]

Просмотр ролика учащимися I и II ступени необходимо организовать с комментариями и пояснениями педагога.

[1] Видеоролик «История событий 1939 года в фотодокументах». Продолжительность – 5:17. https://www.youtube.com/watch?v=F3ocKml53TE

Основной этап

Задание «Мы разные, но мы вместе»

 

Задание «Дополни пословицы словами»

 

Просмотр и обсуждение мультфильма по произведению В. Сутеева «Кораблик».[1]

 

Задание «Расшифруй слово»

(Приложение 2)

[1] «Кораблик»советский музыкальный рисованный мультфильм для детей 1956 года по одноименной сказке Владимира Сутеева. Продолжительность – 10:10. https://www.youtube.com/watch?v=frkq_Zhenv8

Работа с картой

«Границы Беларуси 1921 – 1945 гг.»

 

Обмен мнениями

«Праздник, который объединяет» (обсуждение исторических событий, связанных с Днем народного единства)

 

В фокусе обсуждения: историческая справедливость, сплоченность белорусов, умение жить в дружбе, взаимная поддержка

(Приложение 4)

Интервью «День народного единства – что мы знаем о нем?»

 

Полилог (разговор участников, поэтапный поиск ответа на главный вопрос)

 (Приложение 6)
Заключительный этап


Коллективная работа «Мы едины»

(Приложение 3)

Групповое задание «Сплоченная команда»

(Приложение 5)

Коллективная работа «Мы едины»

 

Задание «Толока»

(Приложение 7)

 

Просмотр трейлера к фильму «На другом берегу»

Премьера в Беларуси с 14 сентября | НА ДРУГОМ БЕРЕГУ | Художественный фильм | Трейлер https://www.youtube.com/watch?v=gMtefGly4sk

Педагог подводит итоги единого урока, возвращаясь к словам Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, вынесенные в качестве эпиграфа единого урока, и акцентирует внимание учащихся на понимании значимости единства белорусского народа для достижений нашей страны в различных сферах деятельности.

Беларусь всегда славилась традициями, добрыми, уважительными отношениями между людьми. Республика Беларусь сохраняет свою независимость и суверенитет благодаря народному единству и огромному интеллектуальному и творческому потенциалу людей – талантливых, квалифицированных, искренне желающих принести пользу своему народу. Сплоченность, солидарность и взаимопонимание белорусов, объединенных историей, традициями, культурой и общим духом уважения и равенства – эти качества всегда были главными для белорусов, такими и должны оставаться.